Теперь хочу поделиться собственным опытом работы в сетевых компаниях, использующих сетевой маркетинг или MLM (сокращение от «Multi Level Marketing»), то есть в переводе на русский, многоуровневый маркетинг.

Я много работала с разными вариантами MLM и если не рассматривать его извращения, могу сказать, что с позиций малого бизнеса, это самая удобная и безопасная система вхождения в мелкий бизнес массы людей, нуждающихся в работе и в заработке.
Безопасная, потому что, чтобы начать работу, не требуется никаких капиталовложений, а если у тебя не получится, то разориться тоже очень трудно.
МЛМ часто путают, иногда специально, с финансовыми пирамидами, которые также имеют иерархическую структуру. В финансовую пирамиду участники приносят деньги. В торговую компанию на основе МЛМ никто никаких денег не вносит. Все доходы и компании в целом и отдельных дистрибьюторов получаются только за счет продаж и нормального товарооборота. Часть дохода от продаж каждого дистрибьютора (обычно несколько процентов) идет вышестоящему по иерархии участнику. Поэтому все дистрибьюторы заинтересованы в новых участниках, которые подписаны под них в сети. За счет этого торговая сеть не превращается в толпу конкурирующих дистрибьюторов, а организованно работает и расширяется.
Такая схема продаж очень удобна для многих торговых и производящих компаний. Резко сокращаются расходы: на рекламу товара, создание магазинов, аренду, набор и оплату персонала. Вместо этого часть дохода идет на выплаты дистрибьюторам, что часто выгодней. Крупные торговые магазинные сети, которые практически монополизировали торговлю у нас в стране, конечно, не очень приветствуют такие дистрибьюторские структуры, потому что они часто конкурируют с ними за покупателя по набору услуг и цен. Государство тоже не в восторге, потому что каждый дистрибьютор это по сути независимый предприниматель, а собирать налоги с мелких предпринимателей гораздо сложнее чем с крупных компаний.
Каждый дистрибьютор, работающий в сети МЛМ, имеет два источника дохода. Первый это обычная торговая надбавка при продаже продукта. Берёшь на своей фирме по оптовой цене, а продаешь по другой, установленной розничной цене. Второй источник – расширение своей структуры за счет новых дистрибьюторов и получение части дохода от их продаж. Каждый выбирает себе по вкусу и по способностям.
Одни – «продавцы», в основном делают упор на рекламе и продаже продукции. Сейчас используются самые разные методы продаж, в том числе самые технологичные: создание собственного интернет магазина, работа в социальных сетях, рассылки, вебинары, блоги и пр Никто не отменял и классические методы, например личные презентации на предприятих и в организациях, работу на профильных выставках.
Другие – «лидеры», как правило, совмещают продажи и работу со своей структурой. Лидеры они потому и лидеры, что сумели на основе своего практического опыта создать успешную систему продаж и могут этому научить новичков, имеют доступ к руководству компании, авторитет в коллективе и могут решать различные вопросы, вплоть до того, что делать всем в случае банкротства компании. Сейчас требования к лидерам и дистрибьюторам намного жестче, чем в 90-е и далеко не каждый может им соответствовать. Это уже профессия, требующая: умения работать с современными информационными технологиями, экономической и юридической грамотности, знание продукции на уровне грамотного консультанта. Лидер, кроме этого, должен ещё иметь способности руководителя и харизму.
Часто набор таких качеств реализуется не в одном человеке, а в семье. Это относится не только к сетевому, а к любому предпринимательству, малому бизнесу. Потому и говорят о семейном бизнесе. Одному человеку очень трудно охватить всё. Он должен чувствовать помощь и поддержку. Мне, например, в моей деятельности очень помогали члены моей семьи. Информационной составляющей занимались муж и сын, что близко им по профессии, дочери помогали в работе с людьми и с продукцией. Больше того, могу сказать, что без них я вряд ли добилась больших успехов.
Я начинала работать в американской компании Эйвон. Хотя она сетевая, но сеть её совсем не многоуровневая. Группы дистрибьюторов, а над каждой группой, так называемый координатор, который сам эту группу создал. Много компаний, которые используют так называемые прямые продажи. Это когда фирма просто набирает дистрибьюторов и платит им проценты от продаж. Это классические коммивояжеры, известные нам по старым зарубежным фильмам – их в дверь, а они в окно. Я к тому, что вариантов работы сетевых компаний много, но не все они прижились в наших условиях, и условия эти непрерывно меняются со временем в нашем обществе.
Самым распространенным полем деятельности сетевых компаний в России служит продажа косметики, лечебной натуральной косметики, биологически активных добавок и некоторых лечебных средств на натуральной растительной основе. Эта продукция востребованная, компактная и достаточно дорогая, что делает её удобной и выгодной для дистрибьюторов. В магазинах её продавать сложно, так как для её продаж требуются квалифицированные продавцы консультанты. В аптеках предлагается почти исключительно продукция фармацевтических компаний, рекламируемая по телевидению. Обслуживают аптеки продавцы с фармацевтическим образованием, которые не разбираются в БАД и лечебной косметике. Это не их профиль.
Кроме того, запутывает ситуацию имеющаяся у нас в стране классификация лечебных средств. Что значит слово «лекарство» в обычном понимании? Это всё что лечит. В понимании медиков и по официальной формулировке, лекарство, это только то средство, которое прошло клинические испытания, описаны всего свойства и оно внесено в государственный реестр лекарственных средств. Всё что не в реестре, это не лекарство и лекарством называться не может. Фитопрепараты, это лекарства на растительной основе, внесенные в реестр. Все остальные фитопрепараты у нас проходят как просто биологически активные добавки (БАД), не наносящие вреда здоровью, но лекарственный эффект которых не подтвержден. Поэтому, например, в Индии, проверенные веками аюрведические средства являются лекарственными фитопрепаратами, а у нас они проходят только как БАД. Пусть даже так, лишь бы у людей не отнимать возможности.
Проблема в том, что современной конвенциональной (официальной) медицине катастрофически не хватает эффективных и безопасных лечебных средств, против старых и новых угроз. Например, падение эффективности антибиотиков создало крупные проблемы в лечении самых распространенных болезней. Во всем мире проверенные временем фитопрепараты широко используются для поддержания здоровья и лечения людей. Именно поэтому дистрибуция эффективных и безопасных фитосредств, пусть они даже сертифицируются у нас как БАДы, находится в тренде развития рынка товаров для здоровья. Даже в условиях пандемии этот сектор рынка не просто сохранился, но и получил толчок к своему развитию. За последнее время выросла интернет торговля, курьерская доставка, онлайн оплата и удаленные консультации, которые являются составляющими деятельности малого бизнеса в этой области. Поэтому такая деятельность может быть верным решением для многих граждан России.